Умер Станислав Говорухин, автор самых кассовых фильмов в СССР

0
4

Правообладатель иллюстрации Артем Коротаев/ТАСС

Советский кинорежиссер, депутат российской Госдумы Станислав Говорухин умер на 83-м году жизни, сообщил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин. По его словам, режиссер скончался в санатории Барвиха после тяжелой и продолжительной болезни.

Станислав Говорухин — выдающийся советский режиссер и актер. Именно советский, поскольку последние тридцать лет он с головой ушел в политику. Последний его фильм, ставший обсуждаемым событием, — «Ворошиловский стрелок» 1999 года.

Говорухин был мастером закрученного динамичного действия. Его «Место встречи изменить нельзя» (1979) многие эксперты и зрители считают лучшим детективом советского и российского кино.

Судя по творчеству Говорухина, его душе была близка идея суровой справедливости, мало оглядывающейся на писаные законы.

Сибирь-Одесса-Москва

Будущий режиссер появился на свет 29 марта 1936 года в сформировавшемся вокруг громадного химкомбината городе Березники Пермской области.

Его отец, донской казак, сосланный согласно известной директиве ВЦИК от 24 января 1919 года, умер вскоре после рождения сына.

В детстве и юности особого тяготения к искусству Станислав Говорухин не выказывал. Получил в Казанском университетет диплом геолога, отработал год по специальности и лишь затем резко изменил свою судьбу, поступив на местную телестудию ассистентом режиссера.

В 1967 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, ровно 20 лет трудился на Одесской киностудии, затем перешел на «Мосфильм».

Одесская киностудия, созданная еще до революции, считалась третьей по значению в СССР. В отличие от «Мосфильма» и «Ленфильма», которые, что называется, положение обязывало, там снималось меньше идейно выдержанных картин. Увидев заставку в виде золотого кораблика, зрители сразу настраивались на развлекательное кино.

Уже после переезда в Москву Говорухин организовал Одесский кинофестиваль «Золотой Дюк» и сделался его президентом, но до распада СССР мероприятие успело пройти лишь трижды.

Фактическим дебютом молодого режиссера стал фильм 1967 года «Вертикаль» об альпинистах — он же первый, в котором сыграл главную роль Владимир Высоцкий. Впоследствии они дружили вплоть до самой смерти барда.

Кумир эпохи и последний романтик

Пользовались зрительским успехом снятые Говорухиным экранизации мировой приключенческой классики: «Робинзона Крузо», «Тома Сойера», «Детей капитана Гранта».

Всего режиссер поставил 23 картины, написал 22 сценария, в том числе самого кассового фильма в истории советского и российского кино — боевика «Пираты XX века», и сам сыграл 18 ролей. Наиболее известные актерские работы Говорухина — криминальный босс Крымов в «Ассе» Сергея Соловьева и комдив в «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского.

Не по кодексу

Сериал «Место встречи изменить нельзя» Говорухин поставил по детективной повести братьев Вайнеров «Эра милосердия», но прочитал он ее по-своему.

У писателей главным положительным героем, провозвестником наступавшей, по их мнению, «эры милосердия», являлся Володя Шарапов. Глеб Жеглов — персонаж не основной, и, мягко говоря, не однозначный.

Правообладатель иллюстрации Дмитрий Серебряков/ТАСС Image caption Глеб Жеглов и Володя Шарапов: памятник возле входа в МУР

Режиссер сместил акценты, прежде всего тем, что отдал роль Жеглова Высоцкому, который, с его харизмой и обаянием, мог сыграть хоть Дракулу, так что и тот полюбился бы зрителю. Высоцкий затмил собой всех.

В результате культовым героем и народным любимцем стал капитан Жеглов с его «Вор-р-р должен сидеть в тюр-р-рьме, и неважно, как я его туда посадил!».

Вероятно, не случайно из многочисленных произведений Агаты Кристи Говорухин выбрал для экранизации «Десять негритят» — повесть о судье, который не смог покарать преступников по закону и расправился с ними «по совести».

Апофеозом же этой идеи стал «Ворошиловский стрелок».

Картину называли антикапиталистической, хотя вообще-то главный злодей в ней — коррумпированный начальник милиции, а история простого миролюбивого человека, который берется за оружие, потому что довели — это классический сюжет Голливуда.

Россия потерянная и найденная

Политическая деятельность Станислава Говорухина известна не меньше, чем его творчество, причем его взгляды кардинально менялись.

Во время горбачевской перестройки режиссер был ярым антикоммунистом.

В документальном фильме 1990 года «Так жить нельзя» он собрал все пороки советской системы, а в «России, которую мы потеряли» 1992 года реабилитировал и даже несколько приукрасил дореволюционную эпоху. Название картины сделалось нарицательным.

Однако вышедшая спустя еще два года заключительная часть документальной трилогии, «Великая криминальная революция», проникнута совсем иным настроением.

Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои внукиСтанислав Говорухин о Владимире Путине

Примерно такой же путь тогда проделал Александр Солженицын, которым Говорухин восхищался.

50 лет «Ивана Денисовича»: один день и целая эпоха

По словам режиссера, главным поводом для разочарования для него стал сопровождавший период первоначального накопления капитала всплеск преступности, или, как выражался он сам, бандитский беспредел.

В 1993 году Говорухин покинул либеральный Союз кинематографистов России.

На президентских выборах 1996 года агитировал за коммуниста Геннадия Зюганова.

В 2000 году сам зарегистрировался кандидатом, набрал 0,44% голосов и следом заявил: «Путин обязан своей победой рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует». А в 2011 году возглавил предвыборный штаб кандидата Путина, и судя по высказываниям, обрел, наконец, ту Россию, которая его устраивала.

Станислав Говорухин был кандидатом Госдумы всех созывов, с 2005 года бессменно возглавлял парламентский комитет по культуре.

В том же году вступил в «Единую Россию»,а в 2012 году — в созданный для поддержки Путина Общероссийский народный фронт.

В январе 2012 года выразил уверенность, что Владимир Высоцкий сегодня был бы его политическим единомышленником, что вызвало многочисленные критические комментарии в Рунете.

Мы поссорились с Украиной на всю жизнь… Такую кровь не смоешь. Может, через сто лет и помиримся, но на отрезок моей оставшейся жизни я прекрасно понимаю, что уже не поеду ни в Киев, ни в ХарьковСтанислав Говорухин, кинорежиссер, глава штаба Путина-2012

В марте 2014 года Станислав Говорухин подписал обращение в поддержку действий России в Крыму и объяснил свою позицию журналистам следующим образом: «Двадцать лет я жил и работал в Одессе и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал».

Через две недели местные активисты установили на Одесской киностудии доску с изображением режиссера в виде скорпиона с человечьей головой и списком десяти картин, которые он снял там «под гнетом националистов».

В сентябре того же года в интервью изданию «Аргументы и факты» Говорухин выразил сожаление, что «трусливый народ одесситы» не устроил восстание против киевской власти.

Станислав Говорухин пережил тяжелую личную трагедию. Его единственный сын Сергей, военный журналист и кинодокументалист, в 1995 году после ранения в Чечне потерял ногу, а в 2011 году скончался от инсульта в возрасте 50 лет.
источник Bbc.co.uk

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.