Почему нам так нравится классический костюм

0
10

Правообладатель иллюстрации iStock

Одежда, покрой которой не претерпел почти никаких изменений аж с XVII века: что это — классика на все времена, или дни мужского костюма сочтены?

Лондонская улица Сэвил Роу в богатом районе Мейфэр — синоним классического мужского костюма. Здесь расположены самые известные ателье, здесь одевались и одеваются многие знаменитости, не говоря уже о королевской семье.

В знаменитом ателье Henry Poole & Co строгие мужские костюмы начали шить с 1806 года, и очень быстро эта британская мода стала глобальным феноменом, превратившись в международную норму. Но почему так случилось?

Если взглянуть на цену, которую придется уплатить за сшитый на заказ мастерами Henry Poole & Co костюм (примерно 5300 долларов), легко предположить, что эта роскошь востребована только элитой общества.

Холодная война, Путин и ностальгическая мода бывшего соцлагеря

Женское платье для мужчины: будут ли это носить?

Когда исчезнет табу на мужской макияж?

Убийственно красиво: смертельно опасные модные тренды

Но управляющий компании Саймон Канди не согласен с такой постановкой вопроса.

«Это чисто функциональная одежда. Джентльмены в нем чувствуют себя уверенней, спокойней, им нравится надевать то, что им идет», — говорит Канди, объясняя непреходящую притягательность классического мужского костюма.

«Многие люди нынче очень заняты, и им просто некогда бегать по магазинам и искать подходящую для работы одежду. Да, у нас дорого, но если вы разбросаете эту цену на 10 лет (а именно на такой период рассчитан сшитый у нас костюм), то эти деньги уже не выглядят такими большими».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В 1920-х мужчины обычно носили короткие пиджаки — за исключением тех формальных случаев, когда стандартом считался фрак

В своем базовом виде костюм существует с XVII века, а его современный покрой сложился в начале 20-го столетия.

До сих пор он остается более или менее неизменным и носится мужчинами по всему миру — как элитой общества, так и обычными людьми. Его варианты в качестве бизнес-одежды в конце концов освоили и женщины.

Директор музея Технологического института моды в Нью-Йорке Валери Стил считает, что костюм сохраняет власть над нами потому, что он символизирует современность.

Костюм одновременно символизирует современность, функциональность и статусВалери Стил, директор музея Технологического института моды

«Думаю, что он выглядит современно, олицетворяет собой эффективность, — говорит она. — Кто-то скажет, что он функционален, но я скажу больше — он одновременно символизирует современность, функциональность и статус».

Сэр Пол Смит кое-что понимает в костюмах. Он модельер, и кого только ни одевал — и членов группы Pink Floyd, и битлов, и Дэвида Боуи.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Дэвид Боуи был одним из клиентов сэра Пола Смита

«Я ношу костюм каждый день, даже в выходные», — признается Смит.

Его студия в Ковент-Гардене открылась в 1979-м. В то время, вспоминает он, костюмы носили только бизнесмены. Обычные люди надевали их либо на свадьбу, либо на похороны, либо на собеседование при приеме на работу.

Краткая история усов — от древних времен до наших дней

Как мужчины перестали носить высокие каблуки

Но благодаря Смиту и другим ведущим мужским модельерам, таким как Джорджо Армани, традиционный костюм начал изменяться.

«Мы смягчили его линии, — говорит Смит о классическом покрое. — Сделали более удобным для носки — особенно для тех, кто привык к свободной повседневной одежде, джинсовым курткам на молнии и так далее».

Вы видите, что новый знакомый одет в классический костюм, и сразу переходите к делуМартин Пел, куратор экспозиции моды, Королевский павильон

Он рассказывает, как молодые люди приходят в его магазин в поисках ткани с тоненькой белой полоской, но в итоге выбирают полоску лимонного цвета. И хотя Смит помогает мужчинам таким образом выделиться из толпы, классический костюм по-прежнему удерживает свои позиции.

Мартин Пел, куратор экспозиции моды в Королевском павильоне в Брайтоне (Британия), называет такой костюм «великим уравнивателем». «Вместо того чтобы размышлять над тем, можно ли иметь дело с новым знакомым, вы видите, что он одет в классический костюм — и сразу переходите к делу».

Валери Стил согласна с этим: «Когда вы в таком костюме, он словно исчезает, вы ничем не выделяетесь, вы просто одеты соответствующим образом — думаю, что это очень важно».

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Когда вы в костюме, к вам больше доверия

Стил ссылается на работу историка моды Энн Холландер, которая пишет, что «одна из причин долгожительства костюма — он неожиданно улучшает фигуру. Накладные плечи, коррекция пропорций — все это создает в итоге отлично выглядящую фигуру, скрывая ее недостатки».

В военное время строгий деловой силуэт служил другим целям. В 1940-х женщинам часто приходилось выполнять мужскую работу, поэтому они начали осваивать мужской костюм.

Как объясняет Мартин Пел, «он был практичен и как бы говорил: давайте займемся делом».

Женщины заменили костюмные брюки на юбку, как бы подчеркивая, что новая для них одежда — все-таки не просто нечто утилитарное.

Единообразие

Ну и, конечно, если взглянуть на историю, костюм порой использовался для того, чтобы подавить волю людей.

«Культурная революция» в Китае (1966 г.) была жестокой попыткой Мао Цзедуна быстро и полностью переделать страну. Как и все авторитарные правители, он старался контролировать частную жизнь людей — что они читают, о чем говорят, что носят.

Обаяние «костюма Мао»: от хунвейбинов до злодеев Бонда

Моя «культурная революция»: как я в 16 лет вступила в хунвейбины

Носили тогда то, что теперь мы знаем как «костюм Мао Цзедуна», хотя на самом деле это скорее костюм Сунь Ятсена (основатель партии Гоминьдан, почитаемый в Китае лидер революционного движения, «отец нации». — Прим. переводчика).

Те далекие от классики костюмы были трех цветов: синие носили крестьяне, серые — коммунистические чиновники, а зеленые — члены Народно-освободительной армии Китая.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Дизайнеру одежды сэру Полу Смиту нравится шить яркие и свободные костюмы

Но какая роль отведена костюму в современном демократическом обществе?

Как считает Саймон Канди, в мире бизнеса, надевая костюм, джентльмены более уверены в том, что во время важной сделки или переговоров они будут восприняты всерьез и с уважением.

«Не думаю, что классический костюм когда-нибудь умрет, — говорит Мартин Пел. — Это прекрасный образец покроя. Его можно носить каждый день или надевать по торжественным случаям. Он всегда будет к месту, мода на него не пройдет».

И, как подчеркивает Пол Смит, «вам может быть хоть 13 лет, хоть 100, вы можете быть школьником или рок-звездой — место костюму всегда найдется в вашем гардеробе».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.
источник Bbc.co.uk

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.